Новеллой в стратегическом законотворчестве стали "опорные населённые пункты", в которых предлагается концентрировать основные ресурсы. Снова и снова главный акцент в документе был сделан на развитие инфраструктуры - дороги, электросети, коммунальное хозяйство.
Многие из выступающие сенаторов, представителей профильных министерств и глав регионов указывали на необходимость увязать Стратегию пространственного развития с остальными стратегически и документами страны, в частности, с Указом Президента N 400.
Из года в год перед стратегами России обнажается та же проблема - недостаточная поддержка и развитие малых городов и сельских поселений. В последние несколько лет к ней присоединилась проблема нехватки кадров, особенно в социальной сфере - про дефицит умелых рук в материальном производстве и сельском хозяйстве не шумит только ленивый.
Часть выступающих на слушаниях правильно расставили приоритеты в стратегиях развития регионов - это строительство новых промышленных предприятий, что обеспечит и рабочие места, и улучшение инфраструктуры, и прибавит экономических и социальных сил региону.
Одиозно и неоднозначно прозвучало из уст законодателей и представителей министерств ещё одно новшество в Стратегии - принцип взаимной ответственности потребителей и производителей "бери или плати".
К сожалению, отдельными редкими фразами звучали мысли о социальной справедливости, достойном условии труда, улучшение благосостояния людей. А ведь именно это должно стать целью Стратегии пространственного развития Российской Федерации - достойная жизнь её народов и каждого человека в отдельности.
На изменении целеполагания и внедрения нового инструмента управления экономикой для выхода на траекторию постоянного роста общественного блага - кибернетическом планировании - настаивает Научная школа стратегического планирования Н.И. Ведуты под руководством профессора, д. э. н. Елены Николаевны Ведуты.
По её мнению, высказанному в процессе обсуждения проекта Стратегии, в России назрела необходимость в адекватно платформенном решении, которое увязывает возможности и ресурсы промышленности с заказами конечных потребителей, планирует производство, потребление, потребности в технология и инновациях, просчитывает объёмы государственный инвестиций в промышленность, науку, социальную сферу, образование и подготовку кадров.
Другими словами, пришло время кибернетического подхода к управлению социально-экономическим развитием России для реализации сценария Победы.
Елена Ведута