By admin on Воскресенье, 25 августа 2024
Category: Новости

Александр Мехеда, Сергей Фоминцев. Игра ферзей. Беседа 3

Скорее всего, игра на троих в разных странах ведётся на разных досках. Какие разновидности досок, фигур Вы знаете? Какие предпочитаете?

Да, действительно, есть разные вариации досок, но я не вдавался в подробности, мы играем на стандартных для массового производства вариантах. Этого достаточно. Мы ещё не уделяли особого внимания разновидностям фигур на тройках, только на четвёрках.

И если говорить о новых фигурах, то для меня проект Александра Ерохно является эталоном. В своём проекте "Космические шахматы" он подобрал и изобрёл приемлемый для всех случаев игры комплект. Очень рекомендую.

Влияет ли форма доски на правила?

В нашем случае не очень. Тут вопрос больше не на чем играть, а как. Мы про "как". Для нас шахматы это инструмент игры. Когда-то вы писали книгу «Грехи шахматного мира», а я писал свои комментарии и говорил, что для нас шахматы как карты. Игр с картами очень много, так и у нас с шахматами и досками. Мы играем в многополярную игру на этих досках, нам этого хватает.

Другие плоскости игры, как правило, обязывают играть биполярные партии, но биполярных игр в мире хватает, а вот многополярных — нет.

В шахматах на троих все шахматные фигуры принимают участие в игре? Все свойства фигур тождественны шахматным? Есть ли особенности при рокировке?

Шахматы, как мы называем, это интеллектуальный международный язык. Азбуку фигур мы принимаем ту, которая есть, так что все фигуры так или иначе играют как положено. Рокировки в игре есть, но тут они, конечно, имеют немного другое значение. В классике рокировка — это часть дебюта, с ней пытаются определиться как можно быстрее. В тройке с рокировкой спешить нельзя. Пока король в центре, то он находится в суперпозиции. И это преимущество — пока король в центре у него есть три варианта, что можно сделать, но как только он выходит из суперпозиции, считайте, что на короля повесили магнит, и теперь все игроки на поле знают, откуда вас выковыривать, а дополнительная информация, особенно в начале игры, это преимущество. В четвёрке рокировка невовремя может стать фатальной ошибкой, поэтому надо хорошо подумать, прежде чем прятать короля.

Если подытожить, то можно сказать, что в Игре Ферзей время и место для рокировки нужно удачно выбрать. Продвинутые игроки их делают только тогда, когда пытаются сместить темп переговоров, взять паузу для раздумий или резко изменить вектор стратегий оппоненту. С рокировкой спешить в этих играх точно не стоит.

Вы сказали, что проект Александра Ерохно является для вас эталоном, а по каким критериям "космические шахматы" являются эталоном?

Проект «космические шахматы» дал миру шахмат много интересных игровых концепций, в наших многополярных играх доска для четверых именно из этого проекта, но я не могу говорить о всех космических пространствах Александра обоснованно, добрую часть плоскостей игры я даже не играл, на некоторые виды «космического» проекта просто невозможно найти партнёра. Даже во времена моей фокус-группы мы серьёзно не тестировали новые плоскости игры, но что касается фигур, то тут я и говорю про эталон. У Александра в проекте пять или шесть дополнительных фигур, и на самом деле, если поискать в интернете, то есть очень много разработок фигур со всего мира, и там, среди множества вариантов есть прямо трансгендеры какие-то. У Александра был важный принцип, фигуры должны быть геометрически правильными и сбалансированными. И этот критерий обязывает: не новая фигура ради фигуры, а новый баланс ради стратегии игры.

Я тестирую разные гипотезы в многополярных шахматах, люблю в вопросах геймдизайна проверять разные концепции, которые не выживали в классической игре, но прекрасно себя чувствуют в многосторонних, и когда играешь фигурами «Змея» или «Птица» из проекта «космические шахматы», это удовольствие, фигуры наполнены эстетикой, они правильные, действительно гармонично сбалансированы.

В классических шахматах при помощи аннотации записывается игра, которую можно по записи восстановить и любое количество раз проанализировать. Возможно это делать в многополярных шахматах?

Нотацию мы обычно не ведём в классическом ее понимании, мы подбираем её в рамках геймплея на игру, заявки на игру, которую потом всю партию соблюдаешь и с помощью которой в конце игры можешь проанализировать насколько сильна и эффективна была твоя многоходовка. Учитывая, что в Играх Ферзей сам по себе шахматный анализ бессмысленен, то рефлексия происходит сразу после игры со всеми участниками.

Дело не в том, какой ход с позиции вычислений был лучшим, а ход, который надо было сделать лучшим за счёт других уровней игры. А это даже с компьютерным анализом сделать непросто. Нужен контекст, у кого какая была стратегия, как он вёл переговоры, какие у него были мотивы, что сказал, что сделал, сколько раз переобулся. Настоящий детектив. Одна маленькая улика иногда переворачивает всю партию, рассыпая многоходовку противника даже после игры в дебатах. Такое не раз было: сидит игрок, празднует победу, у него все сыграло, он делится впечатлениями, а потом оказывается, что его стратегию другой сделал частью своей игры и полностью воспользовался ей как контригрой. Казалось бы, кто тут побеждает?

Вот тут и помогает нотация, которая делается перед игрой. Прочитывая ее, можно распутать любое дело.

Какая система проведения турниров? Она аналогична шахматной системе или есть отличия?

У нас нет турниров в том смысле, какими они должны быть. Есть клубные матчи, в которых может разыгрываться имидж. Как это привести в турниры и нужно ли, это большой вопрос. Я вот считаю, что у игры большие возможности именно в мире геймдизайна и киберспорта, как клубная игра она отличная, можно сравнить её отчасти с играми, в которые играют бизнес-сообщества по типу «денежного потока», мафии, управленческих поединков.

Я не хочу спешить приводить игру в набор алгоритмов, это пока человеческая игра. Полностью. А как только мы сделаем её турнирной, то будет регламент, появятся линейные способы победы, все упростится до нулей и единиц. Другое дело – киберпространство, дополненная реальность, там игру можно будет развернуть во всей красе с балансами и противовесами. В этом плане в игру можно будет ещё внедрить несколько механик, которые могли бы сделать турниры действительно захватывающими. Но лично я пока не вижу офлайновые турниры, а вот выставочные матчи – да. Отбор – как попасть на выставочный матч – тоже да. Но чтобы турнир-турнир, нет. Игра слишком интересная, чтобы спешить делать её спортом.

Хотя мне постоянно говорят: "Хочешь популяризации – делай игру спортивной, появятся и спонсоры, и массовость, и все что надо". Заманчиво, конечно, но если помнить, что на кону вопрос противостояния человеческого и искусственного интеллектов, то невольно задумываешься, а стоит ли спешить? В этой игре у человека есть шансы.

В любом случае, это не твёрдое «нет» турнирам, а вот в киберпространстве – абсолютное «да». В оффлайн не ясно. Хочется оставить игру только для человека. Не везде нам нужен ИИ.

Вы считаете, что будущее и возможности в геймдизайне и киберспорте. Вы сами хотите создать эти возможности, со своими единомышленниками?

Хотелось бы, да. Мы уже прошли немалый путь, знаем подводные камни, есть глубина механик, варианты развития. Это немало лет погружения.

Но не уверен, что подобный проект можно осуществить только группой единомышленников, разве что это будет долгий и ещё более тернистый путь.

Как у Вас появляются ученики и соратники по занятиям многополярными шахматами?

Я говорю так: чем ближе многополярность в реальности, тем больше спрос на эту игру. Пока что соратники появляются с помощью сарафанного радио.

Друг другу советуют, приводят в клуб поиграть. И это работает. В медийной кампании мы уже набили шишек и пока встречаемся с разными барьерами, по типу "шахматы это сложно, я ещё первые шахматы не прошёл", и мое любимое: "дипломатия в шахматах? Бред". Но тут, как и во всем, нужно распробовать, сами шахматы накладывают свой отпечаток и создают дополнительные предубеждения.

Вы упоминали о гармонии новых фигур "космических шахмат", вы хотите ввести их в киберпространстве или будут присутствовать классические шахматные фигуры?

«Космические фигуры» не выдавливают привычные, скорее дополняют и создают поле для комбинаций. Фактически, вы можете настроить свой стек. Это то, что как раз в компьютерных играх считается нормой, подобрать себе индивидуальный комплект для подходящей стратегии — это хорошая идея. Когда играешь в многостороннюю игру, баланс находится сам собой в течение игры. Хотя критика «космических фигур» достаточно сильна, хоть и шаблонна, я всегда говорю, что скрестить ходы слона и коня, и получить фигуру, способную комбинировать свои ходы — круто, и не стоит её опошлять до уровня современных западных повесток.

Даже в реальности есть специалисты, которые совмещают разные по своей сути обязанности. Никого сегодня не удивляет, что человек, например, бизнесмен и юрист. В бизнесе он ходит как конь, а вот по профессии самый настоящий слон. И если шахматы модель жизни, то разве не пора добавить обновлений? Речь, конечно, не о спорте, а о геймдизайне.

Есть понятие "Живые шахматы". Люди играют в шахматных костюмах спектакли, мюзиклы, иногда на огромной доске вместо шахматных фигур находятся люди в шахматных костюмах. Скажите, а в киберпространстве возможно ведь людям играть на виртуальной доске в виде определённой фигуры? Управлять этой фигурой и физически быть похожей на неё.

Хм… пока не думал о таком, а точнее, пока не понимаю, что даёт игроку роль фигуры, если у неё нет свободы воли принимать решения. В киберпространстве лучше думать о других моментах игры.

Например, сейчас очень популярна идея игры с аватарами шахматных чемпионов. Я думаю, в многополярных шахматах эту идею можно расширить до известных личностей, исторических, литературных. Я бы с удовольствием сыграл бы партию в компании Аристотеля, Цезаря и условного Илона Маска. А если добавить крафт фигур, выбор доски и прочие ролевые настройки, то, мне кажется, в такие шахматы можно рубиться сутки напролёт. Мне хотелось бы создать такую игру, где после сеанса игры ты выносишь из партии опыт не только шахмат, а мудрость и навыки. Это шаг к моделированию событий. Вот вы понимаете, что завтра намечаются многосторонние переговоры, где каждый участник со своим стилем и методом, а накануне создаёте модерацию и пробуете провести такую шахматную партию, где кто-то будет вести игру в тёмную, кто-то будет на стороне жёстких переговоров, а кто-то будет добавлять непредсказуемости.

По правде говоря, в офлайн-играх у нас в клубе именно за такой модерацией многие игроки и ходят на встречи.

Leave Comments